В районном теоретическом лицее им. М. Губогло,
в 5 классе на уроке истории и традиции гагаузов, музей провел лекцию: «Традиции
шелководства и шелкоткачества в Буджаке».
Одним из характерных
традиционных видов сырья для ткацкого производства у гагаузов являлось волокно
из шелка сырца. Ткани из такого волокна называются «бюрюнджюк»(bürüncük). Из этой ткани вышивались
полотенца для предсвадебного гагаузского
обряда «года». А так же это ткань
использовалась для производства предметов домашнего убранства: покрывал, наволочек, салфеток, скатертей. Шелкоткачество относится к числу старинных видов
домашних занятий гагаузских женщин. Наблюдая быт населения Бессарабии начала ХХ
века один из современников писал, что
шелковичный червь, для которого в края очень
благоприятный климат, «служит убранством красоте». Это означает, что выделываемое волокно, широко используемое
для производства декоративных тканей, придает убранству гагаузских домов особую красоту и неповторимый уют.
Обрядовое полотенце "года пешкири"
Обряд "Года". Чадыр-Лунга 50-е г.
О том, что на юге
Бессарабии гагаузские женщины производят необычайной красоты ткани из шелка, стало
широко известно после сельскохозяйственной выставки 1889 года, проводимой в
Кишиневе. На выставке Бендерский уезд представляли гагаузские «года пешкири» из своеобразной и необычной шелковой ткани.
Сельскохозяйственная выставка 1889г. Павильон Бендерского уезда
Для выращивания
коконов требовалось специальное
помещение, чистое и теплое. В нем
размещались специальные стеллажи из стеблей камыша, и покрывались бумагой. На стеллажи
высеивали грены - кладки яиц
бабочки тутового шелкопряда. Через
два- три дня появлялись гусеницы. Кормили
гусениц листьями тутового дерева, т.е. шелковицы. Гусеницы растут в течение недели, а
затем засыпают на три дня. В это время
убирается помещение. Такой цикл
повторяется четыре раза. В заключении на стеллажи укладывают ветки, на которых закрепляются гусеницы, и, превратившись в
куколок, оплетают себя коконом. Волокно кокона и есть шелк.
Коконы шелкопряда
Лучшими считаются те
коконы, в которых куколка свободно перекатывается. Определенное количество
коконов оставляли для размножения, а остальные сушились в печи определенной температуры. Важно было успеть высушить до того момента когда куколка
прогрызет кокон и превратившись в бабочку вылетит из нее. Высушенные коконы погружали в большой казан
с водой. В воде коконы кипятили. В результате этой процедуры волокна должны отделяется от кокона. Для определения готовности к следующей технологической операции водили по воде
специальной палочкой. Если волокна цеплялись к палочке можно начинать мотание.
Шелковое волокно домашнего производства
Мотали волокно вручную
или с помощью самопрялки. Процесс мотания
был сложным и ответственным, требовал особых навыков. В каждом селе были
специально обученные мастерицы шелкомотальщицы.
При
большом объеме работы коконы возили в мастерские механической
размотки шелка. Такие мастерские
были в Комрате, Вулканештах, Болграде. До 50-х годов ХХ столетия шелкомотальная
машина имелась в Вулканештском быткомбинате. А у нас в Чадыр-Лунге
коконосушилка работала до 90- годов. На этом предприятии коконы выращивались и
сушились для Бендерского шелкового комбината. А ученики наших школ в летнее
время, в пятую трудовую четверть, собирали листья шелковицы для выращивания
коконов.
Газета "Шелковод" предприятия "Коконосушилка" г.Чадыр-Лунга
В 19 веке правительство
Бессарабской губернии уделяло особое
внимание развитию этого вида промысла. В Бендерском уезде в 16 школах велись
уроки шелкопрядения. Девочки, посещавшие
эти школы, получали знания и навыки прядения шелкового волокна и производства шелковых
тканей.
А на нашем уроке ребята
с интересом рассматривали коконы, шелковое волокно и полотенца. Узнали не только
как производились такие полотенца, но как вышивались орнаменты и как
использовались в наших традиционных семейных обрядах. Ведь не только полотенца «бюрюнджюк» вышли из употребления, но и сам обряд «года» постепенно забывается.
Комментариев нет:
Отправить комментарий