понедельник, 18 февраля 2019 г.

Традиции шелководства и шелкоткачества

В районном теоретическом лицее им. М. Губогло,  в  5 классе на уроке  истории и традиции гагаузов, музей провел   лекцию:   «Традиции шелководства и шелкоткачества  в  Буджаке».


Одним из характерных традиционных видов сырья для ткацкого производства у гагаузов являлось волокно из шелка сырца. Ткани из такого волокна называются «бюрюнджюк»(bürüncük). Из этой ткани вышивались полотенца для предсвадебного  гагаузского обряда  «года». А так же это ткань использовалась для  производства  предметов домашнего убранства:  покрывал, наволочек,  салфеток, скатертей.   Шелкоткачество относится к числу старинных видов домашних занятий гагаузских женщин. Наблюдая быт населения Бессарабии начала ХХ века  один из современников писал, что шелковичный червь, для которого   в края очень благоприятный климат, «служит убранством красоте». Это означает, что  выделываемое волокно, широко  используемое  для производства декоративных тканей, придает  убранству гагаузских домов  особую красоту и неповторимый уют. 

Обрядовое полотенце "года пешкири"
Обряд "Года". Чадыр-Лунга 50-е г.

О том, что на юге Бессарабии гагаузские женщины производят необычайной красоты ткани из шелка, стало широко известно после сельскохозяйственной выставки 1889 года, проводимой в Кишиневе.  На выставке  Бендерский уезд представляли  гагаузские «года пешкири»  из  своеобразной и необычной   шелковой ткани.  

Сельскохозяйственная выставка 1889г. Павильон Бендерского уезда

Для выращивания коконов  требовалось специальное помещение, чистое и теплое.  В нем размещались специальные стеллажи из стеблей камыша, и покрывались бумагой. На стеллажи  высеивали грены -  кладки яиц  бабочки тутового шелкопряда.  Через два- три дня появлялись гусеницы.  Кормили гусениц листьями  тутового дерева, т.е.  шелковицы. Гусеницы растут в течение недели, а затем засыпают на три дня.  В это время убирается помещение.  Такой цикл повторяется четыре раза. В заключении на стеллажи укладывают ветки, на которых  закрепляются гусеницы, и, превратившись в куколок, оплетают себя коконом. Волокно кокона и есть шелк.

Коконы шелкопряда
Лучшими считаются те коконы, в которых куколка свободно перекатывается. Определенное количество коконов оставляли для размножения, а остальные сушились в печи  определенной температуры.  Важно было успеть  высушить до того момента когда куколка прогрызет кокон и превратившись в бабочку вылетит из нее.  Высушенные коконы погружали в большой казан с  водой.  В воде коконы кипятили.  В результате этой процедуры волокна должны  отделяется от кокона.  Для определения готовности к следующей  технологической операции водили по воде специальной палочкой. Если волокна цеплялись к палочке можно начинать мотание.

Шелковое волокно домашнего производства

Мотали волокно вручную или с помощью  самопрялки. Процесс мотания был сложным и ответственным, требовал особых навыков. В каждом селе были специально обученные  мастерицы шелкомотальщицы.   При большом объеме работы коконы возили в мастерские    механической  размотки  шелка. Такие мастерские были в Комрате, Вулканештах,  Болграде.  До 50-х годов ХХ столетия шелкомотальная машина имелась в Вулканештском быткомбинате. А у нас в Чадыр-Лунге коконосушилка работала до 90- годов. На этом предприятии коконы выращивались и сушились для Бендерского шелкового комбината. А ученики наших школ в летнее время, в пятую трудовую четверть,  собирали листья шелковицы для выращивания коконов.




Газета "Шелковод" предприятия "Коконосушилка" г.Чадыр-Лунга

В 19 веке правительство Бессарабской губернии  уделяло особое внимание развитию этого вида промысла. В Бендерском уезде в 16 школах велись уроки шелкопрядения.  Девочки, посещавшие эти школы, получали знания и навыки прядения шелкового волокна и производства шелковых тканей.  
А на нашем уроке ребята с интересом рассматривали коконы, шелковое волокно и полотенца. Узнали не только как производились такие полотенца, но как вышивались орнаменты и как использовались в наших традиционных семейных обрядах.  Ведь не только полотенца «бюрюнджюк»  вышли из употребления, но и сам обряд «года»  постепенно забывается.




Комментариев нет:

Отправить комментарий