среда, 13 января 2021 г.

Кумовство у гагаузов.

 

По сохранившейся традиции 14 января мы отмечаем Новый год по старому календарю. Вечером, в канун праздника, дети и молодежь колядуют. А на следующий день крестники навещают  своих крестных «нуна», приходя в гости  с водкой. Новый год один из почитаемых праздников, поэтому посещение крестных обязательно. 14 января рано утром, еще затемно, «куми» поздравлял своих крестных с Новым годом и угощал их водкой. Такое обрядовое действие называют «ракыйлан гезмяя». Оно представляет собой одну из форм новогоднего колядования и сохранилось до сих пор. Специально для крестника накрывается стол, устраивается угощение. Крестника одаривают различными подарками и деньгами.

 

                                                Празднование старого нового года. 50-е годы

 

Институт крестных родителей в наших традициях это некий символ непрерывности, бесконечности  жизни, прочности, нерушимости семейных уз. Кумовство у гагаузов обычно наследственное  и передается из поколения в поколение.   Кум выбирается раз и навсегда из числа родственников, что еще больше укрепляет семейные связи, родство дополняет родство. Как правило – это семейная пара. Право кумовства  могут передать кумовья только  своим детям.  Получила распространение традиция выбирать крестного для ребенка из числа влиятельных односельчан, богатых почетных людей. К перемене кума прибегали только в случае его смерти.  Ослушаться кума или поссориться с ним  считалось тягчайшим грехом. В случае смерти родителей заботу о воспитании крестных детей брали на себя крестные родители. Важную роль играли они и при решении вопроса о браке крестников. В гагаузской свадьбе, как вы увидите дальше, кумовья играют важную, первостепенную роль.  Родители ребенка называют крестного отца «саадыч», а крестную мать «крестница». Крестник своих крестных называет «нуна»,  те в свою очередь крестных детей называют -  «куми», «кумица». Садыч и крестница в гагаузской семье пользуются особым уважением, почетом. Сохранилась легенда о происхождении млечного пути «саман йолу». Будто бы бог сохранил соломенную дорогу на вечные времена в назидание людям. По этой дороге куми  вез украденную у саадыча солому. Что-либо украсть или причинить другой вред крестному считается большим грехом. При встрече, где бы она ни случилась, куми всегда должен был поцеловать руку крестному. Традиция целования рук крестным сохранилась до сих пор, но только если встреча происходит дома или во время семейных, традиционных праздников, обрядов. 

                                                                      Крещение ребенка

  Таинство крещения – одно из важнейших событий жизненного цикла  для всех народов, исповедующих христианство. Окончательной  стадией приобщение ребенка после его рождения к социуму является церковный обряд крещение. До его совершения ребенок существо с неустановившимся статусом. Очень часто до крещения гагаузы ребенка называют «чифыт», «чифытчик» (жид или жидок). Использования такого рода лексики с одной стороны активизируют оппозицию свой/чужой, с другой – характеризует традиционное для гагаузов отношение к людям нехристианской веры, как к людям, живущим неправильно, не чистым людям относительно вероисповедания и традиций. Через троекратное погружение в священную  воду ребенок рождался «по образу и подобию божьему». Не случайно на крещение смотрели как на второе рождение. Поэтому важный момент выбор крестных родителей. По гагаузским традициям крестные родители (нуна) известны еще до рождения младенца. Заносит ребенка в церковь крестница, саадыч только присутствует. После крещения священник отдает ребенка крестной. Крестная надевает на него крестик и рубашечку, тот необходимый минимум предметов символов которые отличают его от чужих т.е. нехристей. И теперь он живой, свой, крещенный. Передавая ребенка родителям, крестная произносит «чифыт алдым христиан гетирдим». Во время крещения ребенок получал имя. Чаще всего имя ребенку давали крестные, используя свои имена или имена  своих детей. Родителям новорожденного, даже в случаи несогласия,  приходилось безропотно соглашаться с мнением саадыча. Перечить ему в этом вопросе считалось верхом неприличия. С принятием крещения завершалось приобщение  новорожденного  к миру христианских ценностей.

«Ваатиз» называется у гагаузов собственно церковный обряд крещения, торжество же домашнее носит название «кумотрия». За праздничным столом происходит обмен подарками между кумовьями и крестниками. Обмен дарами рассматривается как универсальный способ коммуникации. Является достаточно сложным актом. Можно выделить три фрагмента: само дарение, принятие и ответное одаривание. Каждое из этих действий, будучи на первый взгляд добровольным, на самом деле имело строго обязательный характер. Особенно это касалось возвращения подарка. Поэтому к подбору подарков относились очень ответственно.  Боясь обидеть крестных, следили за тем, чтобы подарки понравились и были дорогими. Через год после рождения ребенка совершался магический  обряд первой стрижки волос и ногтей ребенка. В течение первого года жизни, как очень важного периода в жизни ребенка, запрещалось стричь  волосы и ногти. По древним верованиям волосы и ногти нечистая сила могла использовать для нанесения вреда здоровью ребенка. Обряд совершался крестными родителями, так как они несли ответственность за сохранение благополучия и здоровья ребенка.

Завершением обрядов крещения роль крестных в жизни нового члена общества не заканчивается. По религиозным канонам крестный – это восприемник, то есть  человек, через которого происходит передача религиозных ценностей. Восприемник берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на страшном суде. Крестные родители до конца дней своих обязаны молиться за своих крестников, в сложные моменты жизни направлять их, давать советы. Связь между восприемниками и крестниками  должна быть вечной и более глубокой,  чем с родителями.  Эта преемственность очень хорошо согласовывается с гагаузской традицией передачи статуса крестного по наследству.  Такие  традиции способствует формированию в сознании человека  такого понятия как память. Обеспечивает воспроизводство в рамках одной семьи, в пределах общины, целого этноса духовных ценностей, обеспечивает сохранение традиций и национальной культуры.  Ни одно семейное торжество не обходится без приглашения крестных. Не пригласить означает обидеть, выказать неуважение. А это недопустимо. Обычай просить прощение у своих крестных (прост олмаа) накануне Великого Поста исполняется  и в настоящее время.  По обычаю в этот день полагалось навестить родителей, старших родственников и кумовьев, у которых просили прощения, целуя руку.  После совершения обряда раскаяния  крестные  одаривали своих приемных детей свечей, вареным яйцом.

 Крестные ведут по жизни своего крестника вплоть до его вступления в брак.Крестные родители жениха  на гагаузской свадьбе играют на свадьбе главную роль. 

 

                                    Молодожены и саадыч с крестницей. 60-е годы.

 

В день свадьбы крестник перестает называть крестных «нуна». С этого момента он их должен называть «саадыч», «крестница». Крестник переходит в новый социальный статус, поэтому меняются и отношения между крестными и крестниками. С перемены имени как бы начинается подготовка к принятию обязанностей восприемника - крестного по отношению к будущим детям, которые появятся в новой семье. Одновременно уже  определяется, кому именно из своих детей в будущем крестный передаст свои обязанности. Особое почитание саадыча и крестницы начинается с обряда «фенця» (обряд изготовления свадебных венцов). Свадебным венкам гагаузы придавали особое значение. Из всех сплетенных венков самыми красочными были два, предназначенные для саадыча и крестницы. Обычай плести венки уже забылся. Однако в некоторых селах, например в с. Гайдары еще можно видеть на головах крестных в день свадьбы венки из цветов и феслень (базилик). Венки и цветы были не столько украшением, сколько отличительными признаками участников торжества и указывали особую роль чинов на свадьбе.


             Гагаузская свадьба. саадыч, крестница, жених и деверь с венками "фенця".

В течении всего дня, до самого вечера он присутствует при женихе и невесте в качестве своеобразной охраны. Некоторые  свадебные ритуалы  подтверждают, что гагаузская свадьба включает не только религиозную, но и магическую и гражданско-правовую обрядность. Безусловно, все обряды проходят с главенствующим  участием саадыча и крестницы. Например: обряды плетения кос у невесты, ее одевание и обрядовое бритье жениха. Этот обряд являлся признанием совершеннолетия молодых и своего рода разрешением на свадьбу. Поскольку роль обеспечения перехода молодоженов из одной  возрастной группы в другую отводилась крестным, то их непосредственное участие в совершении ритуала  было необходимым. В субботу вечером перед свадьбой родственники жениха шли к дому саадыча с соответствующим  приглашением, а затем точно так же в сопровождении родственников его приводили к дому жениха. Крестница отправлялась к дому невесты.

Приглашение на свадьбу крестных родителей всегда сопровождалось особой торжественностью. Родственники участники свадьбы в сопровождении музыкантов, с калачом и вином шли к дому саадыча. Этим самым, подчеркивая особую его роль.  Обряд одевания  невесты совершаемый в воскресенье так же был невозможен без крестных. Обряд совершала крестница в сопровождении родственниц (колтук). Подготовить все необходимое для  обряжения невесты это обязанность крестной. Важным моментом ритуала -  смена прически и опоясывание невесты. Пояс «кемер» или  «колан»  с пряжкой  «пафта» был обязательным аксессуаром наряда невесты.

 

                                                              Пояс невесты "колан"


                                      Пряжка "пафта"  с изображением святого Василия.

 

Ритуальное символическое значением свадебным поясам  придавали так же и другие  тюркские народы. Это являлось символом разрешения родителей на брак и своего рода общественным признанием перехода невесты в группу замужних женщин.  Исходя из смысла, придаваемого опоясыванию и смене прически, можно заключить, что этот обряд имел дохристианский характер. Церковь венчанием как бы дополнительно узаконила то, что уже было решено родителями и объявлено обществу. Общественное признание проходило через институт кумовства. Поэтому их роль первостепенна. В течение  всего  свадебного дня еще не один раз родственники жениха проводят обряды торжественного приглашения и проводов саадыча и крестницы. Ритуал сопровождался музыкой. Обязательно с использованием каниски (калач и вареная курица), с радостными возгласами и танцами. Все это привлекало сельскую общественность. Все эти обряды видимо очень древние и сохранились с тех самых пор, когда только общественное  признание обеспечивало правовую основу брака. Сама гагаузская  свадьба  представляет собой сложный ритуал встречи и проводов саадыча. Да и само торжественное свадебное застолье не могло начаться без их прихода. Брак не мог быть признан, следовательно, молодожены не считались мужем и женой без участия в торжестве саадыча и крестницы. Бракосочетания считалось завершенным, состоявшимся  только после последнего обряда с участием саадыча – «сёлетмяк». Обряд заключался в том, что саадыч вручал молодым калач с курицей, хлебом и солью и трижды спрашивал, что у него в руках находится. Молодым полагалось только на третий раз ответить «хлеб – соль». Посаженный выражал пожелание, чтобы в доме молодых всегда были хлеб и соль, и благословлял их на брак.  По исполнению упомянутого обряда организовывались торжественные проводы саадыча.  

 

Общественная, семейная, обрядово-религиозная жизнь народа была не возможна без института кумовства. С одной стороны этот институт связан с религией.  С  другой стороны  обязательное выполнение определенного ряда ритуалов церковь не требовала. Принятие человека в общественную среду, общественное признание основных этапов в его жизни, связь человека с обществом, обеспечение перехода из одного социального статуса в другой, обязательное сохранение традиций  проходило  только через институт крестных родителей и кумовства. А первостепенное значение общественного признания, главенствующая роль саадыча и крестницы  в исполнении магических, правовых обрядах  указывает на более древние дохристианские корни кумовства. Религия на определенном этапе дополнила, а с дальнейшим укреплением православия стала стержнем, но не исключила уже сформированных ритуалов магического, общественно-правового характера института кумовства. А так же не исключила их важности. Исполнение многих обрядов остается обязательным и в наши дни. Институт кумовства, претерпев изменения, жив и в новых исторических условиях продолжает развиваться.

  И не забудьте в эти праздничные дни навестить своих крестных  и поздравить их с новым годом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий