суббота, 6 октября 2018 г.


Уважаемые посетители нашего музейного блога, извините, но я вынуждена написать об этом.


Наш музейный  блог только начал свою работу, а нас уже обвинили в воровстве и в нецивилизованной дикости. Увы, задета честь и доброе имя нашего музея. Мы годами работаем над тем, что бы сформировать положительный имидж музея. От этого зависит наша работа. Поэтому я, Стамова Стефанида Дмитриевна, как директор музея решила ответить на обвинения. Если я сейчас не отвечу, то у человека появится привычка возвышать себя, за счет унижения других. 

 Пользователь интернета по имени С. Капанжи обвинила музей в том, что мы украли некоторую информацию из ее статьи. Она пишет, что ею потрачены годы на поиск документов  и на работу в архиве. Возможно, это так и есть. Но ведь и другие люди, в частности работники музеев, тоже могут работать в архиве. Или нам в этом праве кем-то отказано? Очень странно. Ее статья «Из истории первой школы» вышла в газете «Знамя» 16 марта 2018г. А наш музейный бюллетень «Музеограф» так же посвященный истории первой школы вышел в январе 2018 года. Поэтому мы ни как не могли, что либо украсть. А статья в блоге, в точности повторяет, то, что было в бюллетене, за исключением некоторых фотографий.   
Музеи не являются монополистами в области изучения родного края. И мы всегда должны приветствовать   увлеченных этой темой людей. Именно такой политики и придерживается музей. У нас много друзей среди любителей  краеведов. Мы поддерживаем и помогаем друг другу. Но общественники и так называемые краеведы тоже не могут претендовать на исключительность. В конце концов есть те, кто стоит выше нас – ученые.


Как я  и обещала, комментирую источники поступления в музей использованных  фотографий и информации  в статье «Из истории народного образования в Чадыр-Лунге». Для начала маленькое пояснение.  Это не  личный ,  не персональный блог, это блог музея, поэтому статьи без указания автора. Автор, в данном случае, музей. Если кто-то заметил, в своих статьях я никогда не использую местоимение «я» исключительно только «мы». Имея ввиду  весь коллектив музея ,  работающий сегодня и тех кто работал до нас.  А история музея начинается в 1968 году. В  68  году  мне было всего 2 годика, а люди уже работали и собирали коллекцию музея. Их сегодня нет  с нами, но в память о них и их труде я всегда использую местоимение «мы». Так, как  нам не известно,   что именно,   мы «слямзила» из чужой  статьи, то придется по пунктам. Наберитесь терпения. 
Итак, вначале я пишу о школе Захария Чакир. Эта информация взята мной из книги «Биографический очерк рода и фамилии Чакир» автор книги Д.Чакир.  Подлинник книги хранится в музее, книга собственность музея, как и любой наш экспонат, поэтому, не загружая текст лишней для людей информацией, я это  не указала.
Далее я пишу о Списке учебных заведений 1873 года, где дается точная дата открытия школы в селе Чадыр-Лунга. В музее есть  подобные списки  и 1873, и 1874 года. Лист хранения, который я публикую сейчас,  в  национальном архиве   Молдовы хранится в фонде № 152, опись № 1, единица хранения № 144.
 Далее я пишу о священнике Петре Казанаклий и его статье в «Епархиальных ведомостях». В архиве 18 номер этого издания 15-30 сентября 1873 года хранится в фонде КЕВ 1873 ед.  хранения 664.
Далее  упомянут мной отчет инспектора Петра Сорока. Я без слов даю фотография, читайте.

 Фотография учеников и учителя Маринова,  публикуемая в блоге, была 2 года назад  подарена музею учителем Влас  Линой Константиновной. Кто-то из ее учеников когда-то принес ей эту фотографию. Кто именно, Лина Константиновна уже не помнит. Простим пожилому человеку этот грех и пойдем дальше. Фотокопия страницы из метрической книги за 1905 год.  Музей имеет доступ к некоторым оцифрованным документам из национального архива. Для информации: оцифровали наш архив  община мормонов  США. 
Далее. Попечитель школы Д.Генов. Используемая С. Капанжи в статье фотография этого человека лишь часть той фотографии, которая хранится в нашем музее. Я ее публикую.  А вот здесь с меня спрос.  Как такое могло произойти? Каюсь, плохо слежу за движением фонда музея. Всему виной моя излишняя доверчивость. Фотографию сдала в музей  инструктор райкома партии в 1989 году Боева Мария Николаевна. Об этом человеке  лично я узнала примерно в 1991-92 году. Рассказал мне о нем ученый историк, кандидат исторических наук. Кроме того, что Генов был попечителем школы, в 1917-18 годах он был активным участником сопротивления установления румынской власти в нашем крае.Поэтому его фотография и информация о нем хранились в отделе пропаганды райкома партии




Фотография из статьи С. Капанжи.



Фотография из фондов музея. Сравните.



 Свидетельство об окончании школы Орманжи Ивана Васильевича  экспонируется в музее и любой может увидеть и этот документ и другие.  Документы  своего отца передала в музей его дочь в 2005 году.
Информация об открытии еще одной школы в Чадыр-Лунге в 1892 году читайте на этом фото. В национальном архиве документ хранится фонд № 65, опись №1, ед.  хранения №1491.


Фотография выпускников гимназии 1926 год. Эта фотография была передана музею примаром Чебаника А.П.  Дело в том, что на этой фотографии  среди учеников есть дочь его крестного Маргарита Габровская. А первый директор нашего музея Константинов Василий Игнатьевич рассказал мне  об учителях. Вот и весь криминал.

Документ об окончании гимназии на имя Карафизи был приобретен музеем в тот период, когда директором была  Тетлинова Л.   Карафизи был одним из первых председателей  колхоза в Кирютне. Кстати, в статье  С. Капанжи написано, что директором  гимназии в 1930 году стал Т. Шеффер.  На нашем документе стоит дата 1929 год и подпись Шеффер.  Увы,  наш краевед не точна в датах.



Фотографию с учениками гимназии 1931 г. в музей передал Кулев Иван Федорович еще в 2005 году. Информацию о наших  студентах в Турции в конце 30- начале 40-х годов я взяла в журнале “Sabaa Yıldızı”. Я думаю, Степан Степанович –редактор журнала и наш хороший друг не обидится.

А дальше информация советского периода. Это информация мной была взята в нашем городском архиве. Ну, если дело дойдет до рассмотрения моего персонального дела в высших инстанциях, я думаю, директор нашего архива подтвердит, что я работа с этими документами. А фотографии из фонда нашего музея. Все подлинники, это  видно по фотографиям.Поступили на хранение в музей еще в 70 - 80 годы. Ни я, ни госпожа Капанжи в тот период изучением местной истории не занимались.

Я думаю, что все точки расставлены и этот не приятный  инцидент исчерпан.Надеюсь нам ни что не помешает  и дальше работать и радовать Вас, наши дорогие и уважаемые посетители и читатели.








Комментариев нет:

Отправить комментарий