Началась Масленица (piinir aftası)- сырная неделя. Традиционный
народный праздник, который празднуют в течение недели перед Великим
Постом. Обряды этого праздника сохранили
элементы народной мифологии, старинные верования. Они символизируют победу добра над злом, тепла над
холодом и приход весны, начало новой жизни. Каждый день
сырной недели у гагаузов имел свое шуточное
название.
Воскресенье : «Pazarlar - popazlar yazı yazar»(Воскресенье -попы
буквы пишут)
Понедельник : “Pazertesi – piinir aftası”( Понедельник-
сырная неделя)
Вторник : “Sali –sallanar gidär”(Вторник идет качается)
Среда : «Çarşamba çarşaf dokur»(Среда покрывало ткет)
Четверг: “Perşembä -peşkir dokur”(Четверг
полотенце ткет)
Пятница “Cumaa- haygır çuma” (Пятница – лошадиная чума), “Cumaа – kızları onur”(пятница
– почитай дочерей)
Суббота:“Cümertesi –bezleri dokur”(суббота – холсты
ткет)
Воскресенье: “Pazar günü- var düünü”(В воскресенье –
есть свадьба)
В масленичную неделю не
стирают, что бы блохи не завелись, и не
заквашивают теста для выпечки хлеба, чтобы не портилось тесто в квашне. В течение масленичной недели принято
ходить в гости к старшим родственникам. При этом обязательно соблюдалась
очередность старшинства. Например, в понедельник к старшему брату, во
вторник, ко второму брату и так далее. А
в последнее воскресенье, которое называется «прощенным воскресеньем» ,
собирались целыми семействами в дом к самому старшему члену семьи. Если живы родители, то все семейство
собиралось в доме у родителей. В этот день обязательно просили прощенье друг у
друга. Этот обряд – “ prost olmak” проходил
следующим образом. Отваривали яйца в количестве
членов семьи пришедших в гости. Яйца не окрашивали. Старший в семье подносил
зажженную свечу и яйцо каждому члену семьи со словами «prost et». За
этим следовало поочередное целование рук друг другу.
Просьба о прощении и само прощение должны
быть искренними. Только в этом случае человек вступал в предстоящий пост после масленицы
без обиды или злобы друг к другу. Цель обряда - духовно
подготовить христианина к главному и единственному смыслу поста — покаянию.
В старину, в день «прощенного воскресенья»,
после праздничного застолья, начиналась
игра «хамам» приуроченная исключительно к этому дню. К потолку на веревочке подвешивалось очищенное облупленное яйцо. Под этим яйцом ставили стол, за которым
усаживали детей лет 10 с завязанными
руками. Один из старших, кто устраивал игру, раскачивал яйцо, стараясь попасть в
рот каждому игроку по три раза. Задача играющих
состояла в том, чтобы поймать яйцо ртом без помощи рук и откусить от
него. За каждую удачную попытку
одаривали детей монетками. Эта игра встречается и у других народов: у болгар, у
сербов, у турок. Только устраивается эта игра у разных народов в разные
праздники. У тюркских народов яйца обязательный элемент праздника весны Навруз.
В этот день играют в игру «yumurta tokuşturmak».
Подобная шуточная игра
устраивается гагаузами в день Пасхи. Яйцо
это символ наступления первого дня нового года, символ новой жизни. В день прощенного воскресенья по гагаузским традициям обязательно нужно было съесть хотя бы одно яйцо. Символическое
значение имеет и зажженная свеча как символ, оберегающий человека от злых духов.
Поклонение огню, посвящение весенних народных праздников огню, отражается и в
традиции разводить огонь и прыгать через него. У гагаузов на масленицу, после полудня, ближе к вечеру,
разводят костры и прыгают через них. В старину молодые парни прыгали через
костер на лошадях. Традиция прыгать
через костер характерна и для праздника Навруз(21 марта). В некоторых районах
Турции ритуал разведения костра выполняется на Хедерлез. Гагаузы кроме масленицы
жгут небольшие костры и в праздник Кыркмечик(Кырк айоз) (праздник Сорока
святых) 22 марта. Цель- пробудить землю после зимы, согреть ее.
Традиционным блюдом на масленицу
у гагаузов считается кывырма. Кроме кывырмы готовили блюда из муки и творога
или брынзы: «döşemä», «akıtma», «kerdä». Иногда в кывырму или в блины
запекали бумажки с надписями: корова, лошадь, овца, курица, гусь и пр. Когда такое угощение подавали, разрезали на
куски по числу присутствующих. Кто найдет в своем куске бумажку с посланием, тот в этом году будет счастлив и приобретет то
животное, которое ему выпало. Мясо в масленичную неделю в пищу уже не
употреблялось. Последний день, когда можно было есть мясо – это было
воскресенье перед сырной неделей. Ну и, конечно же, в день масленицы звучала
музыка и все гости танцевали.
На следующий день после
масленицы наступал Великий Пост. В первый день Поста – чистый понедельник,
проводились очистительные обряды. Особенно тщательно чистилась посуда, кухонная
утварь, все кастрюли, казаны и сковородки, в которых готовилась еда. Первые три дня самый строгий пост – тримур, верующие вообще не едят и не пьют. На третий день, после обеда, можно было выпить
небольшое количество отвара свеклы и съесть отварные овощи. А в течение следующих дней,
до конца недели, можно было есть
только отварную пищу. Вся еда, оставшаяся
после масленичного праздничного застолья, отдавалась домашним животным.