Всегда очень интересно изучать и восстанавливать свою
родословную. Те, чьи бабушки и дедушки,
родились еще в начале ХХ века, успели из
первых уст услышать семейные легенды о предках, воспоминания о войне, голоде, репрессиях, о тяжелых годах
становления экономики страны в 50-60 годы. Но как, по возможности, боле полно составить
свое родословное древо, узнать, кто и когда родился, женился, или умер, откуда приехал и куда ухал.
Информация о наших предках в основном хранятся в Национальном Архиве Республики
Молдова в Кишиневе. Люди, решившие
самостоятельно искать своих родственников и свою родословную обращаются в наш
Чадыр-Лунгский архив или в ЗАГС. Но
очень часто они получают отказ или неполную информацию. И становится понятно
почему, когда сам начинаешь искать. Многих документов просто нет в нашем
архиве. А исследование в других архивах занимает
почти все свободное время. Однозначно
могу сказать, чтобы ответить на все вопросы, связанные с историей своего
рода, надо провести сложное архивное исследование. Тем, кто решил этим заняться можно пожелать
терпения и настойчивости. До недавнего
времени сложность состояла еще и в том, что не было доступа в национальный
архив через интернет и приходилось постоянно ездить в Кишинев и неделями, а то и месяцами работать в читальном зале архива. Но несколько лет
назад некоторые документы национального
архива Молдовы были оцифрованы и теперь доступ к документам совершенно свободен
и не ограничен. Достаточно только знать сайт.
Вернее их два. Для начала нужно зайти на сайт ru.oants.wikia.com
/Национальный_архив_Республики_Молдова
Это сайт где есть информация об
оцифрованных фондах. Вам нужен будет "фонд 1" "фонд 5", где есть списки задунайских
переселенце, "фонд 134" - Ревизские сказки (списки жителей сел), "фонд 211" -
коллекция метрических книг. Открыв нужный вам фонд, выбирайте информацию по
Бендерскому уезду. При попытке открыть нужный вам документ вам будет предложен
другой сайт: familysearch.org Вам необходимо будет зарегистрироваться и
после этого откроется выбранный вами документ. Таким образом, без посредников,
совершенно бесплатно вы сможете составить свою родословную. Сайт familysearch.org
предложит вам оформить генеалогическое древо и распечатать его. По
«Ревизским сказкам» историю своего рода можно будет восстановить с 1821 по 1859
годов. А дальше искать своих
родственников придется по «Метрическим книгам» и другим документам.
Мы в музее уже давно пользуемся услугами сайтов размещающих на своих страницах
оцифрованные архивные документы. В последнее время их становится все больше и
больше. Это позволяет, не тратя время и дополнительные деньги на оплату проезда и командировочные искать информацию и
об истории города и о наших жителях.
Используя, в частности,
упомянутые сайты, мы нашли информацию о человеке, построившего в начале ХХ века
здание нашего музея и выяснили, что в Чадыр-Лунгу в 1918 году приехали из
Македонии из села Гари Деберской общины.
Кроме семьи Стефана Ангелова Стойковича
приехала еще две сербские семьи: Василия Христофорова Петковича и Марио Замфировича. Село Гари в Македонии
существует до наших дней.
Выяснили, что в нашем городе жили не только
крестьяне-землепашцы, но и люди, принадлежавшие к дворянскому роду. Например: жила в Чадыр-Лунге в начале ХХ века
семья потомственного дворянина Ивана Егоровича (Георгиевича) Стоянова. Иван
Егорович был земским начальником
Чадыр-Лунгской волости, был членом дворянского собрания Бендерского
уезда. Здесь в
Чадыр-Лунге родилась в семье дочь Тамара. Крестными при крещении девочки были
дворянка по происхождению и
писательница Ольга Георгиевна Накко и
дворянин Феодосий Иванович Камбурогло. Посещая семьи своих друзей на юге Бессарабии, не только в
Чадыр-Лунге, Ольга Накко много слышала
рассказов о местных традициях и праздниках болгар и гагаузов. Впоследствии все
услышанные ею легенды вошли в книгу «Бессарабские очерки и рассказы». Эта
книга стала классикой молдавской литературы.
Метрические книги Чадыр-Лунги.
Нам так же стало
известно и то, что цыганские семьи Думиника, Фарыма, Букур до приезда в
Чадыр-Лунгу жили в Кишиневском уезде и были мещанами т.е, они не были
крестьянами и тем более не были кочующими цыганами, а входили в разряд
городских обывателей.
Установили имена тех,
кто управлял селом Чадыр-Лунга в разные периоды времени. Старшинами волостного правления были Федор Кисеев,
Параскив Маринов, Николай Киров, Иван
Ворников, Степан Генов. Старостами -
Илья Манастырлы, Дмитрий Лефтеров, Дмитрий Капанжи, Федор Келеш. Первым старостой
Чадыр-Лунги был Нико Енов. Нико (Коли) Енов есть в списках жителей села Чадыр
Хоторничанского цинута (еще до переселения) за 1811г. Старосты и старшины сел носили специальные значки, на которых было
написано, какую должность занимает его обладатель в волостном правлении.
Члены
волостного правления села Чадыр-Лунга. Имена пока не установлены.
В музее есть документ 1879
года, где упоминается староста Капанжи
Д. Это жалоба местных жителей на противоправные действия старосты Дмитрия
Капанжи: неправильное распределение натуральных
повинностей, выпас общественного табуна
на виноградниках и садах некоторых местных жителей, незаконные аресты и
содержание под стражей в жандармерии и
др.
Примарами в румынский
период были Михальчук Михаил Иванович, Дан Андрей Георгиевич. Шефом жандармерии в 20 годы работал Илия
Станеску. В те же годы судьей в Чадыр-Лунге
работал Константин Олтяну.
Примар
Чадыр-Лунги Дан Андрей Георгиевич. 30 –е годы ХХ в.
Нам хорошо известно имя первого крупного промышленника в Чадыр-Лунге, почетного гражданина Саввы Кусурсуз (Хаджи Савка). Первый автомобиль появился в хозяйстве Хаджи Савки, а водителем у него был Захарий Ефимович Кошельник.
Управляющим на мельнице
у Савки Кусурсуз был Киктев Давид
Афанасьевич. И только благодаря открытым
архивным фондам мы установили, что приехала семья Киктевых из Курской губернии,
Рыльского уезда, Бобровской волости из
села Дугино. Потомки Киктевых живут в
нашем городе до сих пор.
Запись о рождении Д.А. Киктева.
Установили
точную дату рождения самого Саввы Кусурсуз - 26 марта 1873 год. А 29
марта в церкви Св. Афанасия был крещен. Составили
родословную Хаджи Савки, и теперь мы знаем, что среди первых жителей
Чадыр-Лунги был его прадед - Курти Тодоров Кусурсуз.
Савва
Кусурсуз с работниками мельницы на пикнике.
В документах о
строительстве церкви Св. Дмитрия (Мирской приговор 1908г.) в Чадыр-Лунге
указано, что новую церковь планируют построить во имя св. Дмитрия в честь
жителя Чадыр-Лунги Дмитрия Ивановича Кусурсуз
(дядя Хаджи Савки) выделившего на строительство церкви 1000 рублей.
Составили
родословные еще двух наших почетных граждан Губогло Михаила Петровича –
профессора доктора наук, ученого
тюрколога и Губогло Михаила Николаевича – профессора истории. В семье Губогло
из поколения в поколение, от деда к внуку передавалась легенда о том, как среди первых
переселенцев основавших село Чадыр-Лунга
была женщина по имени Хуба (Губо).
Приехала она с котомкой, в
которой были два ее сына. Имя или
прозвище этой женщины в последствие стало фамилией Хубов-Губов-Губогло. Теперь мы нашли
документальное подтверждение этой легенды и имена двух ее сыновей. В списке жителей села Чадыр-Лунга 1818
года есть сведения о двух братьях Енчо
Петрова Губо и Параскива Петрова Губо. В семье Параскива Губо жила его мать Губа.
Списки жителей Чадыр-Лунги 1818г.
Интересно
было узнать, что звание «почетный гражданин» присваивалось жителям Чадыр-Лунги
еще в конце 19 начале 20 века. Так почетным гражданином был Константин
Ермогенович Телеуца. Сын священника местной церкви св. Дмитрия. Детям православных священников присваивалось звание
«почетный гражданин» если они успешно окончили один из российских университетов
или духовную семинарию с научной
степенью «кандидат богословия», «магистр богословия», «доктор богословия». Дочь
священника Телеуцы Зинаида Ермогеновна в
1916 году работала в Чадыр-Лунгской школе учителем. Кроме нее в начале ХХ века
до румынского периода учителями работали Никита Яковлевич Здоровый и Николай
Михайлович Друзенко.
Широко известна
фотография, на которой запечатлены первые
служащие железнодорожной станции Чадыр-Лунга. И только сейчас мы можем без
лишних проблем узнать имена тех людей, которые работали на нашей станции с первых дней строительства дороги. Служащим
станции был Рачинский Иустин, инженером на нашей железнодорожной станции был
Николай Федорович Успенский. Полицейскими были жандармский унтер офицер Степан
Васильевич Рыбкин, Марк Васильевич Куян.
Служащие
станции Чадыр-Лунга. Конец 19 века.
Пломба
для опечатки вагонов станции Чадыр-Лунга. 1905 г.
Интересными бывают
надписи на полях метрических книг
оставленные в румынский период. Так, например, выяснилась судьба
пропавшего безвести солдата первой мировой войны Курудимова Дмитрия Ильича. Погиб в
феврале 1916 года, находясь в Австрийском плену. Об этом свидетельствует запись, сделанная в
1922 году в документах о его рождении. Дмитрий Ильич родился в 1887 году,
воевал в звании ефрейтора в 55-м Подольском полку. В плен попал под Перемышлем 2 июня в 1915 году.
Среди жителей
Чадыр-Лунги, погибших в годы Великой Отечественной войны, значится Беляновский
Иван Дмитриевич. Дед героя служил рядовым пограничной стражи. После выхода в
отставку в конце 19 века поселился в Чадыр-Лунге. Его внук Иван Дмитриевич,
родившийся в 1920 году, был призван на фронт в октябре 1944 года. В апреле 1945
году пропал без вести. Долгие годы подавала запросы на розыски пропавшего в годы войны сына мать -
Боева Софья Николаевна. Но кроме сухих слов "пропал без вести" других сведений в архивах нет.
Некоторые сайты и люди, пользуясь повышенным интересом населения
своими истоками, корнями, предками
предлагают составление родословной за оплату. Конечно, можно заплатить и не тратить
время. Но, мне кажется, что составление
своей родословной это семейное дело. Совместный
поиск, совместное исследование детей и
старшего поколения, безусловно, поможет
объединить и сплотить семью, восстановить семейные связи. А музей всегда
готов вам помочь, если что-то будет не понятно и сложно.