Учителя
в нашем крае в XIX начале XX века представляли
собой часть сельской общины, которых
принято называть - сельская интеллигенция. Они были той частью нашего народа,
которые привносили в крестьянскую среду духовность, просвещение, культуру и
образование. Имя каждого из них, жизнь и судьба каждого это бесценные
свидетельства истории.
Впервые
имя этого человека встретила в статье гагаузского историка С. Булгар «Гагаузские просветители,
писатели, ученые в 19- начала 20 века. И
роль русского языка в духовном развитии
гагаузов». Перечисляя имена уроженцев
Буджакских сел юга Бессарабии оставивших след в культуре, литературе и
просвещении гагаузов автор упоминает
имя учителя из Чадыр-Лунги Спиридона
Столейкова и его сына Ивана Столейкова. Меня заинтересовала эта информация, и
начался поиск. Поиск начался в
Чадыр-Лунге и Кортене, продолжился в Измаиле и Кишиневе, а завершился в Эстонии. Представляю вам итог поиска.
Столейков Иван Спиридонович
В
1892 году в
Чадыр-Лунгу приехал учитель Спиридон Николаевич Столейков. Спиридон Николаевич был вдовцом. От
первого брака были сын Иван 1885 г.р. и сын Владимир. Ивану в это время было 7
лет. Начальное образование он получил в Чадыр-Лунге. Окончив начальную школу,
поступил в духовное училище Измаила. В
1899 году Иван Спиридонович Столейков
окончил Измаильское духовное
училище. После успешного завершения духовного училища был переведен в 1 класс
духовной семинарии в г. Кишинев. Окончил духовную семинарию Иван Столейков в
1905 году.Высшее
образование получил в Санкт-Петербурге, поступив в историко-филологический
институт. Историко-филологический институт в Санкт-Петербурге основан в 1867 г. Срок обучения 4 года. Принимались выпускники гимназий и философских классов
духовных семинарий после проведения испытаний по древним языкам и русскому
языку. Свидетельство об окончании института приравнивалось к диплому университета. После окончания института Иван Спиридонович работал в
гимназии Могилева.Затем переехал в Таллин (Ревель). Здесь в Эстонии преподавал в Ревельской русской гимназии.
Учителя Ревельской гимназии. Столейков И.С. в верхнем ряду третий слева.
Иван
Спиридонович Столейков - Коллежский асессор ведомства Министерства народного просвещения, учитель, культурный и
общественный деятель, поэт-любитель,
председатель общества ревнителей церковного благоустройства в Таллинских
русских школах 20-30 годов ХХ века.
Он был легендарным преподавателем латыни и
греческого в русских гимназиях города Таллина. Невысокого роста, щуплого
телосложения, довольно смуглый, с черными как смоль волосами. Кличка у него была
Муст, что в переводе с эстонского означает «черный». Во все времена
в учебных заведениях была традиция давать забавные прозвища учителям. Это
свидетельства простых человеческих эмоций и уважения.
Столейков И.С. с учениками Ревельской гимназии.
Один
из его учеников вспоминал: «На мой день рождения, кажется, на десятилетие, он
подарил мне прошитую вручную тетрадь, где твердым карандашом каллиграфическим почерком по старой орфографии были описаны
алфавиты греческого и иврита, а также много нравоучительных стихов по
библейским мотивам». На
последнем этаже дома по улице Рауа 32 в 30-40-е годы жили Иван Спиридонович Столейков с семьей - его жена Лидия Владимировна и дочь
Людмила. В семье было двое детей, но сын
Аркадий умер в 1927 году.
Столейков И.С. с супругой и дочерью.
Особо
хочется рассказать о Лидии Владимировне. Она принадлежала роду Врангелей.
Родилась в Эстонии 4 апреля 1888 году. Ее дед действительный статский советник
Константин Карлович Врангель – из дворян Эстляндской губернии. Ее отец Владимир Константинович Врангель
родился в Эстонии в 1865 году. 14 июня 1927 году –арестован за антисоветскую
агитацию и отправлен в лагеря Мордовии. В 30-е годы после освобождения
находился в селе Чиндяново (Мордовия). В 1937 снова был арестован, и 16 сентября 1937 году приговорен к
расстрелу. Скончалась
Лидия Владимировна 3 февраля 1978 году. Похоронена на Александровском кладбище
Таллина.
Дочь
– Людмила Ивановна Столейкова.
Людмила
Ивановна родилась 18 мая 1912 году. В 1930 году окончила Ревельскую городскую
русскую гимназию и поступила в Тартуский университет на философский факультет
(славянская филология). В годы учебы была членом общества студентов тартуского
университета. В 1939 году успешно его окончила. Работала преподавателем,
увлекалась живописью, писала мемуары. Интерес представляет ее книга мемуаров «О
людях XX века», где она описывает свое знакомство с писателем И. Буниным. В
1990 году 31 декабря скончалась.
Иван
Спиридонович был верующим, скромным и прилежным прихожанином Таллинского
Никольского храма русской православной церкви. Будучи педагогом, преподававшим в Таллинских
гимназиях и других учебных заведениях (состоял в педагогическом совете
Таллинской городской русской гимназии), поэтом-любителем, культурным и
общественным деятелем в 1920-30 годах, он являлся председателем Кружка ревнителей церковного благоустройства
и исследователем Эстляндской церковной старины. Сохранились содержательные
рукописи Ивана Столейкова об истории храмов Таллина.
В
Русском музе Таллина есть выставка посвященная Ивану Столейкову. На выставке
вещи принадлежавшие семье: картина,
самовар с подносом, фотографии. Самый удивительный экспонат выставки — это
шпага, которой был удостоен И.С.Столейков.
Сувенирная шпага, изысканно отделанная, была ему подарена в 1913 году,
в год трехсотлетия династии Романовых.
Но вернемся из Таллина в Чадыр-Лунгу. Я обратилась к исследователям истории села
Кортен с просьбой, узнать, может кто-нибудь из Столейковых, живущих сегодня в селе, знает
о своих возможных родственниках, с
такими примечательными судьбами. Увы, как это часто бывает, никто не мог нам
что-то рассказать, ни кто не слышал в
воспоминаниях своих дедушек и бабушек ни о самом учителе Чадыр-Лунгской школы Спиридоне
Николаевиче, ни о его детях. И это понятно, прошло более 100 лет с тех пор, как
Спиридон Николаевич поселился в Чадыр-Лунге. А 20 век с его катаклизмами,
войнами, трагедиями ни как не способствовал сохранению той самой ниточки
связывающей прошлое с настоящим, которую с огромным трудом музейные работники
пытаются восстановить и сохранить. Тогда я обратилась к архивным документам.
Спиридон
Николаевич Столейков родился в 1860 году и был
одним из пятерых сыновей Николая
Петко Столейкова. Начальное образование Спиридон Николаевич получил в родном селе, окончив курс обучения в сельском училище. Дальнейшее образование получил в центральном
болгарском училище в Комрате. Затем окончил
учительскую семинарию в селе Байрамча.
Где работал и жил Спиридон Николаевич до приезда в село Чадыр-Лунга пока
информации нет. Но известно, что в 1885
году у него родился сын Иван, а в 1890 сын Владимир. Вскоре Спиридон
Николаевич овдовел. С приездом в Чадыр-Лунгу началась и новая жизнь. В 1893 году он обвенчался с девицей
Олимпиадой дочерью местного жителя Мина Ивановича Чеболан. Дедушка Олимпиады
Минаевны Иван Чеболан в 40 годы 19 века был писарем в Чадыр-Лунге и был
награжден за службу серебряной медалью «За усердие» для ношения на груди на
Аннинской ленте.
В новом браке родились дети: дочь- Евгения
1897 г.р. и сын Николай 1900 г.р.
С.Н. Столейков обучал детей не только
чистописанию и арифметике, но и увлекал сельских детей игрой в шахматы.
Спиридон Николаевич один из первых шахматистов Бессарабии. В 1895 году в
Бессарабии был создан шахматный клуб. Членами, которого были учителя, в том
числе и наш земляк. Устраивались шахматные турниры по решению шахматных задач
печатавшихся в журнале «Нива». Обучая
сельских детей грамоте, безусловно, дал
образование и своим детям. Дочь Евгения Спиридоновна так же как отец работала в
средней школе Чадыр-Лунги учительницей. В 30 летнем возрасте в 1927 году вышла замуж
за учителя и директора Чадыр-Лунгской средней школы Михаила Мирча.
М.Мирчя и Е. Столейкова.
Евгения Спиридоновна Столейкова с учениками. Чадыр-Лунга 1936 г.
Тесная дружба связывала Спиридона Николаевича
с Николаем Кировым уроженцем села Твардица и старшиной волостного правления
Чадыр-Лунги. Особо дружны были их жены- Олимпиада Ивановна Кирова и Олимпиада
Минаевна Столейкова. Дружила семья Столейковых и с семьей учителя Парамона Маринова, с начальником
железнодарожной станции Прозоровским и др. Семью Столейкова связывала дружба с
семьей Федосия Константиновича Генова. В
1908 году второй сын Спиридона Николаевича Владимир стал крестным у его сына Владимира.
Но особая дружба и тесная связь у семьи Столейковых была с семьей псаломщика
церкви св. Афанасия Константином Бачинским.
Такая дружба между учителем и
священнослужителем была довольно распространенным явлением и обычным для того
времени. Профессии - учитель и священник
очень схожи. Их служение есть гарант общественного благополучия и общественной
нравственности. Крайне важно объединение усилий учительства и духовенства в
деле воспитания подрастающего поколения.
Учителя всегда были
ревностными ценителями духовности и прилежными прихожанами местных церквей. Семьи
священников, учителей, врачей были связаны семейными, дружескими и идейными узами. Их судьбы
нам дают возможность сегодня увидеть, что единство духовности и
образования открывают перед человеком двери в совершенно другой мир – мир
высоких идей, помыслов и поступков. Этот мир дает возможности человеку открыть
в себе многие таланты в области
изобразительного искусства, в
музыке, в литературе. Это хорошо видно, на примере судьбы Ивана Спиридоновича
Столейкова. Наряду со своей основной деятельностью, он проявил
себя и как поэт и как общественный и церковный деятель. Духовность и
просвещение дает возможность человеку прожить жизнь более полную, насыщенную и
более качественную.