С этим утверждением можно спорить, но рано или поздно художественная
литература разочаровывает своей художественностью, вымышленностью текста, учебники –
принятой в конкретном государстве
и в конкретное время идеологией,
популярные или околонаучные книги
– заказной политичностью, научная литература - сухостью фактов. Поэтому, рано или поздно наступает время,
когда по-настоящему трогают лишь сложные истории простых людей, рассказанные
простыми словами. Мы начинаем публикации
историй, рассказанные самими людьми, так как они рассказывают истории своей
жизни детям и внукам. А мы будем дополнять воспоминания фотографиями,
документами, комментариями,
примечаниями.
Рассказ жителя Чадыр-Лунги Ворникова Николая.
«Наш род один из самых первых переселенцев. Как мне рассказывал дед
приехали из Болгарии из Добруджи. Первым из Ворниковых, которые приехали в Чадыр-Лунгу, был наш предок по прозвищу Добрица.
Называли его Добрица потому что приехали из Добруджи. Приехал с двумя маленькими детьми, был вдовцом. Жена умерла
еще там в Болгарии. Говорят, был очень
богатым. (Среди первых жителей села
Чадыр-Лунга, был Кирези Ворник и два его
сына Тодор и Георгий. Умер Кирези Ворник в 1833 году. прим. музея). Один из
его внуков, которого звали Константин, получил прозвище «хаджи». Хаджи потому
что совершил паломничество в святые места. Несколько жителей Чадыр-Лунги, среди
которых Савка Кусурсуз и мой дед Константин, местный священник, не знаю, как
его зовут, решили поехать в Иерусалим.( священник
Михаил Стадницкий. прим. музея). Тогда так было, кто был паломником, тех
потом называли «хаджи».
Паломники «хаджи» из Чадыр-Лунги.
Старший унтер-офицер Ворников Иван Константинович
Дед был грамотный человек, умел читать и писать. Когда ему было 33 года, началась война. Это
была первая мировая война 1914 года. Звание у него было офицерское,
унтер-офицер. На войне он получил ранение. Воевать больше не мог. Но домой его
не отпустили. В Бресте служил писарем.
Подчерк был красивый, поэтому получил такую должность. А потом его
направили в Польшу. Там он тоже был писарем
у военного атташе. Служил еще
год, а потом приехал домой».
Сведения из документов Военно-исторического
архива РФ.
Ворников Иван
Константинович
Болен. Данные из лазарета
Должность/Звание ст. унтер-офицер
Место рождения. Губерния Бессарабская губ.
Место рождения. Уезд Бендерский уезд
Место рождения. Волость Чадыр-Лунгская вол.
Причина выбытия болен
Дата события 22.10.1916
Воспоминания Кулевой Анны Петровны.
Мой отец всегда хотел, что бы его дети учились. Когда окончилась война, мне было уже 9
лет. Открылись советские школы, и мы
дети переростки, кому 10 кому 9 лет пошли в первый класс. Мама, отправляя меня
в школу, дала наставления: « Слушайся учительницу. Все что учительница будет тебе говорить, повторяй за
ней». Мы пришли в школу, вошли в класс.
Вошла в класс и наша учительница.
Молоденькая девушка, лет 20-22, в темно-синем платье с белым воротничком.
Волосы собраны в пучок на затылке, а по черным волосам ползают вши и падают ей
на платье. Вши были у всех и у учеников и у учителей. Учительница подняла меня
и спрашивает: «Как тебя зовут?» Я, помня слова свой матери, повторяю на
ломанном русском слова учительницы: « Как тебя зовут?» Ни чего не понимающая учительница
опять спрашивает: « Как тебя зовут?». А
я ей опять отвечаю: «Как тебя зовут?» И тут она поняла, что ни один из нас
русского языка не знает, а она не знает гагаузского. Сначала она засмеялась, а
потом стала плакать. Села за стол, опустила голову на руки и несколько минут плакала
навзрыд. Мы стали перешептываться: «Нам дали какую-то
ненормальную учительницу. То смеется без причины, то плачет». Потом, постепенно, она учила нас языку: «Дети, это - парта, это – стол, это – потолок, это –
стена. Так слово за словом мы учились понимать русский язык. Через год в наш класс пришла другая учительница -
Косарыхина Елена Васильевна.
Первый класс школы №1. 1946 год. Учительница
Косарыхина Е.В.
Отчет об успеваемости Чадыр-Лунгских школ за
1944/45 учебный год
Антоненко Лидия Николаевна – жительница
Чадыр-Лунги
Мой отец Бакаянов Николай Дмитриевич родился в 1889 году. Жили мы в
Казаклии, где отец работал начальником
почты. Папа мой был ветераном войны. В 1946 году его назначили председателем
сельского совета. Грамотных людей было мало, а он умел писать и читать. А
грамотные люди очень нужны были. В
первые годы советской власти создавались колхозы. Было три колхоза. Очень
хорошо помню, что один из них был колхоз
Молотова. Потом их объединили в один.
Заявление жителя с. Казаклия Фазлы И.И.
В том же 46 году начался голод. Как мы выжили, как пережили это время,
до сих пор не вериться. Однажды мама приготовила лепешку из крупы и опилок.
Опилок в той лепешке было больше чем кукурузы. Оставила эту лепешку на столе и
ушла за водой. А я взяла и съела эту лепешку почти всю. Ой, как мне потом плохо
было. Я тогда чуть не умерла. В декабре моему отцу позвонили из райкома
партии Чадыр-Лунги и сказали, что к празднику, к новому году, он должен привести продукты. И
стали перечислять, сколько он должен дать мяса, хлеба, яиц, молока и других
продуктов. Мой отец им ответил: «Вы что делаете, люди от голода умирают, а вы
новый год празднуете. Выйдите на улицу и посмотрите, сколько людей от голода
умерло. Откуда я возьму столько продуктов. У нас их нет». А ему ответили: «Ну,
мы тебе это еще припомним». После, в 1949 году моего отца репрессировали. Очень
тяжелое, очень страшное время было».
Бакаянов Н.Д.
Воспоминания Михальчук Анна Петровна
Я родилась в Чадыр-Лунге в 1934 году. В семье нас было 12 детей. Я была
самая младшая. Мы жили не бедно и не богато. Но не голодали. Весной с братьями
и сестрами мы ходили в поле собирать, оставшееся с осени, стебли кукурузы,
подсолнуха. Собирали стебли в кучу, а потом отец привозил их домой. Этими
стеблями топили печь. Печь была большая, шириной 2 метра, а мы дети на печке.
В зале музея «Быт гагаузов» во время экскурсии
Мама ставила в печь фасоль или картошку, готовила нам еду. Топили печь
или кукурузными стеблями или стеблями подсолнуха или кизяком. Сверху на печке
подушка соломой набитая и хасыр (циновка). Циновка большая тоже, на всю ширину
печки. Мы все на ней лежали: Маруся, Зина и я. Печка
теплая. Нам на ней лучше. Баловались иногда. Бегали, прятались за печкой. Отец
кого поймает, пару раз шлепнет, и мы успокаивались.
Рядом с печкой кровать. Там отец с матерью спали. А дальше брат с женой.
На пол стелили солому. Солому раз в
неделю меняли. Зимой в дом ягнят брали. Чтобы они не мерзли в сарае. Мы
игрались с ними. Теленок родится и его в дом брали на пару дней. В 48 году много мышей развелось. Прямо в
доме под коврами мыши бегали. Отец брал три ведра и делал что-то вроде ловушек.
И в такую ловушку за ночь до 30 мышей
ловилось. Сколько у меня сейчас платьев
есть! В молодости столько не было. Мама шила мне платье из старых вещей моих
сестер. Так вот мы и росли».
Михальчук А.П.
Комментариев нет:
Отправить комментарий