понедельник, 4 февраля 2019 г.

Частная история - честная история.

               С этим утверждением можно спорить, но рано или поздно художественная литература разочаровывает  своей художественностью, вымышленностью   текста,  учебники –  принятой  в конкретном государстве и в конкретное время идеологией,  популярные или околонаучные  книги – заказной политичностью, научная литература - сухостью фактов.  Поэтому, рано или поздно наступает время, когда по-настоящему трогают лишь сложные истории простых людей, рассказанные простыми словами.  Мы начинаем публикации историй, рассказанные самими людьми, так как они рассказывают истории своей жизни детям и внукам. А мы будем дополнять воспоминания фотографиями, документами,  комментариями, примечаниями.

Рассказ жителя Чадыр-Лунги Ворникова Николая.
«Наш род один из самых первых переселенцев. Как мне рассказывал дед приехали из Болгарии из Добруджи. Первым из Ворниковых, которые приехали  в Чадыр-Лунгу, был наш предок по прозвищу Добрица. Называли его Добрица потому что приехали из Добруджи. Приехал с двумя  маленькими детьми, был вдовцом. Жена умерла еще там в Болгарии.  Говорят, был очень богатым. (Среди первых жителей села Чадыр-Лунга,  был Кирези Ворник и два его сына Тодор и Георгий. Умер Кирези Ворник в 1833 году. прим. музея). Один из его внуков, которого звали Константин, получил прозвище «хаджи». Хаджи потому что совершил паломничество в святые места. Несколько жителей Чадыр-Лунги, среди которых Савка Кусурсуз и мой дед Константин, местный священник, не знаю, как его зовут, решили поехать в Иерусалим.( священник Михаил Стадницкий. прим. музея). Тогда так было, кто был паломником, тех потом называли «хаджи». 

Паломники «хаджи» из Чадыр-Лунги.

 У Константина был  сын -  Иван Константинович Ворников. Родился в 1881 году в Чадыр-Лунге. Это мой дедушка.


Старший унтер-офицер Ворников Иван Константинович

Дед был грамотный человек, умел читать и писать.  Когда ему было 33 года, началась война. Это была первая мировая война 1914 года. Звание у него было офицерское, унтер-офицер. На войне он получил ранение. Воевать больше не мог. Но домой его не отпустили. В Бресте служил писарем.  Подчерк был красивый, поэтому получил такую должность. А потом его направили в Польшу. Там он тоже был писарем  у военного атташе.  Служил еще год, а потом приехал домой».
Сведения из документов Военно-исторического архива РФ.
Ворников Иван Константинович
Болен. Данные из лазарета
Должность/Звание  ст. унтер-офицер
Место рождения. Губерния Бессарабская губ.
Место рождения. Уезд Бендерский уезд
Место рождения. Волость Чадыр-Лунгская вол.
Причина выбытия болен
Дата события 22.10.1916

Воспоминания Кулевой Анны Петровны.
Мой отец всегда хотел, что бы его дети учились.  Когда окончилась война, мне было уже 9 лет.  Открылись советские школы, и мы дети переростки, кому 10 кому 9 лет пошли в первый класс. Мама, отправляя меня в школу, дала наставления: « Слушайся учительницу. Все что  учительница будет тебе говорить, повторяй за ней».  Мы пришли в школу, вошли в класс. Вошла в класс  и наша учительница. Молоденькая девушка, лет 20-22, в темно-синем платье с белым воротничком. Волосы собраны в пучок на затылке, а по черным волосам ползают вши и падают ей на платье. Вши были у всех и у учеников и у учителей. Учительница подняла меня и спрашивает: «Как тебя зовут?» Я, помня слова свой матери, повторяю на ломанном русском слова учительницы: « Как тебя зовут?» Ни чего не понимающая учительница опять спрашивает: « Как тебя зовут?».  А я ей опять отвечаю: «Как тебя зовут?» И тут она поняла, что ни один из нас русского языка не знает, а она не знает гагаузского. Сначала она засмеялась, а потом стала плакать. Села за стол, опустила голову  на руки и несколько минут плакала навзрыд.   Мы стали  перешептываться: «Нам дали какую-то ненормальную учительницу. То смеется без причины, то плачет».  Потом, постепенно, она учила нас языку: «Дети,  это - парта, это – стол, это – потолок, это – стена. Так слово за словом мы учились понимать русский язык. Через год в  наш класс пришла другая учительница - Косарыхина  Елена Васильевна.

Первый класс школы №1. 1946 год. Учительница Косарыхина Е.В.
Отчет об успеваемости Чадыр-Лунгских школ за 1944/45 учебный год


Антоненко Лидия Николаевна – жительница Чадыр-Лунги
Мой отец Бакаянов Николай Дмитриевич родился в 1889 году. Жили мы в Казаклии,  где отец работал начальником почты. Папа мой был ветераном войны. В 1946 году его назначили председателем сельского совета. Грамотных людей было мало, а он умел писать и читать. А грамотные люди очень  нужны были. В первые годы советской власти создавались колхозы. Было три колхоза. Очень хорошо помню, что один из них был колхоз  Молотова. Потом их объединили в один.
Заявление жителя с. Казаклия Фазлы И.И.

В том же 46 году начался голод. Как мы выжили, как пережили это время, до сих пор не вериться. Однажды мама приготовила лепешку из крупы и опилок. Опилок в той лепешке было больше чем кукурузы. Оставила эту лепешку на столе и ушла за водой. А я взяла и съела эту лепешку почти всю. Ой, как мне потом плохо было. Я тогда чуть не умерла.  В  декабре моему отцу позвонили из райкома партии Чадыр-Лунги и сказали, что к празднику, к  новому году, он должен привести продукты. И стали перечислять, сколько он должен дать мяса, хлеба, яиц, молока и других продуктов. Мой отец им ответил: «Вы что делаете, люди от голода умирают, а вы новый год празднуете. Выйдите на улицу и посмотрите, сколько людей от голода умерло. Откуда я возьму столько продуктов. У нас их нет». А ему ответили: «Ну, мы тебе это еще припомним». После, в 1949 году моего отца репрессировали. Очень тяжелое, очень страшное время было».
Бакаянов Н.Д.

 Воспоминания Михальчук Анна Петровна
Я родилась в Чадыр-Лунге в 1934 году. В семье нас было 12 детей. Я была самая младшая. Мы жили не бедно и не богато. Но не голодали. Весной с братьями и сестрами мы ходили в поле собирать, оставшееся с осени, стебли кукурузы, подсолнуха. Собирали стебли в кучу, а потом отец привозил их домой. Этими стеблями топили печь. Печь была большая, шириной 2 метра, а мы дети на печке.

В зале музея «Быт гагаузов» во время экскурсии

Мама ставила в печь фасоль или картошку, готовила нам еду. Топили печь или кукурузными стеблями или стеблями подсолнуха или кизяком. Сверху на печке подушка соломой набитая и хасыр (циновка). Циновка большая тоже, на всю ширину печки.  Мы  все на ней лежали: Маруся, Зина и я. Печка теплая. Нам на ней лучше. Баловались иногда. Бегали, прятались за печкой. Отец кого поймает, пару раз шлепнет, и мы успокаивались.


Рядом с печкой кровать. Там отец с матерью спали. А дальше брат с женой. На пол стелили солому. Солому  раз в неделю меняли. Зимой в дом ягнят брали. Чтобы они не мерзли в сарае. Мы игрались с ними. Теленок родится и его в дом брали на пару дней. В 48 году  много мышей развелось.  Прямо  в доме под коврами мыши бегали. Отец брал три ведра и делал что-то вроде ловушек.  И в такую ловушку за ночь до 30 мышей ловилось.  Сколько у меня сейчас платьев есть! В молодости столько не было. Мама шила мне платье из старых вещей моих сестер. Так вот мы и росли».

Михальчук А.П.

Комментариев нет:

Отправить комментарий